Полезное об эргономике хранения от Натальи Львовой

5 правил, как привести детскую в порядок. Без уборки

Как бы часто родители ни просили убрать конструктор с пола, сложить вещи в шкаф и разобрать бардак на рабочем столе, детская комната остаётся эпицентром хаоса. Наш блогер Наталья Львова объясняет, как этого можно избежать и почему иногда на беспорядок можно закрыть глаза.


«Пожалуйста, не трогайте мой бардак!», — говорит сын моих друзей, когда кто-то пытается убраться в его комнате. Он любит конструкторы, у него множество собранных моделей Лего, и он обожает проводить опыты. На его рабочем месте гора деталей, при этом он прекрасно ориентируется, где и что лежит, предпочитает заниматься на полу, а не за столом. У его сестры, которая делит с ним детскую, иное представление о порядке: выставленные на полке почти по линейке коллекционные куклы, бисер и резиночки, разложенные в пакеты по цветам. «Пожалуйста, не трогайте мой порядок», — просит она, когда родители пытаются помочь ей протереть пыль с полок с куклами. Если для этих детей попытаться сделать какую-то усреднённую детскую, то она окажется неподходящей ни для того, ни для другого.


Поэтому, проектируя детскую комнату, важно задаться вопросом: «А какой он, мой ребенок?», а предлагаемые правила и принципы «прикладывать» к этому конкретному ребёнку и к себе. Поделюсь, как обустроить детскую, чтобы она была удобна и соответствовала образу жизни детей и родителей.


1. Комната — для ребёнка, а не ребёнок — для комнаты


Мне очень нравились кровати-машинки с горящими фарами, и я с удовольствием купила такую сыну. Оказалось, я не предусмотрела важное: сын любит, когда я забираюсь вместе с ним под одеяло и читаю ему книжку на ночь. А в чудесной машинке это было невозможно — ни нормально присесть, ни прилечь на эту кровать я не могу.


То, как вы расставите мебель в комнате и распределите вещи, должно соответствовать сценариям, в которых эти мебель и вещи используются. Что именно и как делает ваш ребёнок (и вы вместе с ним) в этой комнате?


Сон


Где и как кровать будет стоять, чтобы ребёнку было комфортно в ней спать: не дуло, не пекло от батареи, не стояла на проходе и т. д. Как он будет забираться в неё, насколько она высокая/низкая, как выглядит лестница, если это двухэтажная кровать, какой вес она выдержит, сложно ли слезть с нее в темноте? Есть ли возможность присесть или прилечь с ним рядом, если он болеет, боится или просит посидеть/почитать перед сном? Приходят ли к ребёнку гости с ночевкой, и как тогда их можно расположить в детской?


Учеба/занятия


Для чтения нужен соответствующий свет. Как свет падает из окна утром-днем-вечером? Есть ли удобное место для хранения у рабочего стола? Чаще всего дети не любят ходить за учебниками через всю комнату, поэтому, вероятно, всё будет оседать на столешнице. И тогда как сделать так, чтобы это было удобно ребенку и не превращало комнату в склад? Нужно ли отдельное место для учёбы за компьютером и без него? Где располагаются розетки? Может ли ребенок сам ими пользоваться? Не тянутся ли провода там, где об них можно запнуться? Будете ли вы учить уроки или заниматься вместе c ребёнком? Где вы тогда будете сидеть?


Творчество


Чем увлекается ваш ребенок? Нужен ли для этого дополнительный стол, свет, места для хранения всех необходимых принадлежностей? Что и как он делает во время занятий? Логика сортировки вещей должна исходить из этого, а не из формальных категорий. Не краски к краскам, бумага к бумаге, кисти, карандаши — в разных местах. А «то, что нужно для занятий акварелью», включая краски, кисти, воду, тряпки, альбомы и прочее в одном месте.


Физическая активность


Будет ли ребенок тренироваться дома? Нужна ли ему шведская стенка? Потребуется ли расстелить коврик для йоги? Нужно ли зеркало для занятий танцами? Где будет храниться весь спортивный инвентарь, который потребуется для занятий в школе или спортивном клубе?


Игрушки


Где ребёнок играет? Есть ли выделенная зона? Идеально, если получится сделать разделение зон: отдельно для активных занятий, отдельно для игр, отдельно для сна. Сколько вообще игрушек у ребёнка? Может ли он сам достать/убрать их? Что происходит с игрушками, когда ребёнок перестаёт с ними играть вообще?


Гардероб


Где хранятся одежда и обувь? Если ребёнок еще маленький, то насколько вам удобно доставать его вещи? Если он уже подрос и может сам одеваться, достаёт ли он до полок или штанги, где висит его одежда, куда он их складывает, когда переодевается? Будет ли ему удобно убирать их в шкаф? Если неудобно, то где вещи могут оседать?


Когда мы посмотрим, как дети действуют в своих пространствах, когда поговорим с ними, как им будет комфортно, то порядка и удобства в детских прибавится.


2. Комната меняется вместе с ребёнком


Сценарии важны, но при обустройстве детской комнаты важно помнить, что они часто меняются. Дети растут, их интересы и занятия растут вместе с ними. Игрушки становятся мельче, а их количество растёт, добавляются книги, учебники и электронные устройства, появляются и исчезают предметы для творчества, меняется активность, приходят спорт и увлечения.


Идеально — если у вас будет возможность двигать всё, изменять наполнение и функции, предусматривать рост предметов интерьера вместе с ростом детей. Покупая что-то под игрушки, подумайте, как потом это можно использовать для учёбы или хобби. Выбирая гардероб, берите его «на вырост». Дочка была маленькой, были подгузники, пелёнки, вы хранили их на полках. Девочка подросла, у неё появились платья и ей нравится наряжаться в них перед зеркалом. Тогда вы можете вынуть полки из шкафа и повесить штангу для платьев под её рост — так вы поменяете сценарий внутри.


В стилистических решениях тоже важно учесть смену предпочтений. Лучше выбрать нейтральный фон, в котором легко менять детали: расставлять акценты в текстиле, декоре, светильниках.


Ребёнок растёт, надо давать ему возможность менять окружающее пространство. Сначала было увлечение динозаврами, потом пиратами, потом роботами, потом трансформерами

И не надо каждый раз переклеивать обои: найдите наклейки, которые легко снимаются, купите подушки с любимым героем, выделите полку, куда поставить фигурки динозавров.


Старайтесь не привязываться намертво к расположению, которое выбрали для мебели однажды, спокойно передвигайте предметы внутри. Покупая что-то, сразу думайте, как при необходимости будете это переставлять. Меняйте внутренности мебели — полки и штанги можно двигать так, чтобы было удобно ребёнку.


3. Учитывайте логику хранения


Важное условие для поддержания порядка и обеспечения удобства — использовать при организации хранения логику того члена семьи, кто этими вещами чаще всего пользуется.


В комнате для младенца должно быть удобно родителям, потому что это они будут его пеленать, массировать, играть и убирать всё на место. Достать комбинезон, выбросить подгузник, положить ребенка на кровать так, чтобы не упал — все это должно быть доступно в выделенном пространстве.


Когда ребёнок подрастает, его вещей становится больше, и разбирается он в них лучше родителей. Тогда важно начинать подключать его к выбору мест хранения и наведению порядка. Дошкольники и младшие школьники ещё много действий совершают вместе с родителями, чем-то пользуются совместно. Задача родителя — понаблюдать, как играет ребенок, как убирает за собой, и предложить такой вариант хранения, который будет удобен ребёнку. Например, если конструктор лежит в большой коробке, велика вероятность, что ребёнок будет опрокидывать всю ее целиком, даже если ему для игры нужны будут лишь несколько деталей. Если же посмотреть, как именно ребёнок пользуется этим конструктором, то можно предложить решения, чтобы избежать пола, усеянного мелкими деталями.


Для подростка важно личное пространство, его личные вещи должны храниться так, как он считает нужным. И тут уже помощь родителей в проработке логики не требуется. Логика хранения должна быть такая, как у живущего в комнате подростка. Иначе он просто не будет ничем пользоваться. Даже если подростку приходится делить свою комнату с другим ребёнком, у него должно быть личное пространство — шкаф, стол, рабочее место, внутри которого он может делать так, как нужно ему.


Удобство в детской во многом зависит от того, как учтены интересы пользователей вещей в этой комнате.

Ребёнок бросает вещи на пол. Почему? Не хочет убирать в шкаф — неудобно. Что важно маме? Чтобы вещи не валялись на полу? Что важно ребенку? Не раскладывать вещи аккуратно. Решение — крючки снаружи шкафа или за дверью.


4. Учитывайте личные предпочтения


Развивать самостоятельность ребёнка можно, грамотно организуя хранение. Размещайте вещи так, чтобы ребёнок мог сам до них достать. Только тогда он сможет это всё самостоятельно убрать. То, что ребенок не видит, он, скорее всего, не использует. То, что регулярно используется, но хранится далеко на глубокой полке, не будет убираться на место, а останется на полу.


Продумайте, как дать ребёнку возможность выбирать, какой будет его комната, как он расставит роботов, повесит гитару, какой постер разместит над рабочим столом.

Предусмотрите, чтобы ребёнок мог самовыразиться в своем пространстве. Если не хотите, чтобы он рисовал на обоях, выделите кусок стены, который можно раскрасить, повесьте пробковую доску для заметок, выделите полку, где можно всё расставить на свой вкус. Детям часто бывает важно сделать что-то по-своему, так, чтобы не сказали, что это нужно немедленно убирать.


5. Думайте о самооценке ребенка


Предусмотрите в комнате место, где можно отмечать, что ребёнок делает. Если важны победы, сделайте место для наград — медалей, сертификатов, дипломов. Если это творческий человек — место для демонстрации его работ, например, полку или витрину, где можно их выставить. Даже если ребёнок собирает фигурки из подручного мусора, дайте возможность продемонстрировать свои успехи в определённом, выделенном для этого месте.


Порядок в детской зависит от того, насколько вашим детям удобно в этой комнате. Посмотрите на своего ребёнка и на себя — и дайте воплотиться тому, что подходит именно вам, а не просто выглядит красивой картинкой в журнале.


Источник: 5 правил, как привести детскую в порядок. Без уборки