Полезное об эргономике хранения от Натальи Львовой

Как научить детей придерживаться порядка

Можно было бы начать с рассуждений о воспитании привычек, важности родительского примера, личного домашнего пространства для каждого члена семьи и правил совместного быта. Но мне кажется, что все эти аспекты должны рассматриваться только в приложении к конкретному ребёнку, с его конкретным характером, увлечениями и набором вещей, а также его конкретными родителям, у которых своё представление о том, что вообще такое «порядок». 

Я знаю семьи, где в одних и тех же условиях растут дети, абсолютно по-разному относящиеся к порядку: у одного все по полочкам, у другого вечный творческий хаос. Встречала детей, которые без каких-либо просьб сами организуют своё пространство. И тех, которые держатся за свой бардак руками и ногами, несмотря на всевозможные воспитательные меры и личный пример родителей. 

Поэтому когда по работе мне выпадает случай оптимизировать хранение в детской, то чаще всего мы сходимся с хозяевами на том, что важно создать систему хранения, которая:
- не будет противоречить привычкам и пожеланиям ребёнка, снимая основное сопротивление изменениям,
- будет максимально удобно подходить под существующие жизненные сценарии, 
- будет логична и понятна ребёнку и его родителям, экономя время и нервы на уборку, кто бы этой уборкой ни занимался в итоге.

Для этого я использую 4 основных принципа:

1. Логика
Нужно придумать категории, на которые будет сортироваться все, что хранится в детской. Здесь важно найти комфортную степень детализации. Для малыша 1 года жизни может хватить разделов одежда/игрушки/развивашки/пелёнки. А вот у ребенка постарше может быть одних конструкторов или кукол 10 видов. 

В любом случае, вещи, которые требуют разной степень активности, лучше разделять: игрушки, материалы для творчества, для учебы/развития, спортивные. Для каждой категории нужно выделить своё место, самое удобное и почётное - любимым вещам. Важно, чтобы взяв в руки любую вещь, вы или ребенок могли быстро решить, к какой категории он относится. 

2. Обозримость
То, что ребенок не видит, он, скорее всего, не использует. Лучше избегать глубоких полок и объемных коробок для хранения чего-то не особо крупного. Если есть возможность вместо одной большой корзины использовать три выдвижных ящика, стоит воспользоваться ею. Я стараюсь отдавать предпочтение прозрачным коробкам, выдвижным ящикам и органайзерам, в которых можно разглядеть мелкие детали.

3. Размер
Прежде, чем покупать какие-то контейнеры или органайзеры, важно сделать замеры всех полок и ящиков в детской, а также самых крупногабаритных вещей. Я обычно записываю все размеры в заметки в телефоне, чтобы они всегда были под рукой, если вдруг захочется что-то купить. Если вам удастся найти контейнеры, которые идеально подходят под ваши полки и размер игрушек, то вы удивитесь, сколько всего помещается в шкаф! 

4. Доступность.
Ребенок должен доставать до всего, что ему нужно. И не иметь доступа к тому, что для него опасно. Поэтому при планировании шкафов для детской, важно учитывать его рост. Все самые любимые и часто используемые вещи располагать в нижних полках и ящиках. Штангу для одежды делать на высоте вытянутой руки. А все, что требует присутствия родителя, убрать как можно выше. При этом, конечно, помнить об удобстве. Чем меньше нужно усилий, чтобы убрать вещь на место, тем больше шансов, что она там окажется. В идеале два действия: открыл/выдвинул и положил. 

Мой опыт показывает, что, если следовать этим принципам при выборе конкретных решений, то есть все шансы уменьшить энтропию в детской.

Пример из моего портфолио по оптимизации хранения в детской.